Каталоги Производители Статьи КонтактыО проекте




Направляющие качения



В предыдущем номере мы рассмотрели линейные подшипники, являющиеся простейшим вариантом направляющих качения. Сегодня предметом нашего рассмотрения станут накладные направляющие качения с кареткой.

На мой взгляд, направляющие качения ярко иллюстрируют тенденции современного машиностроения - развитие рынка комплектующих, производимых специализированными предприятиями. Рассмотрим, к примеру, эволюцию направляющих металлорежущих станков (рис. 1). Классические направляющие скольжения в форме, например, ласточкиного хвоста выполнялись заодно со станиной (рис. 1, а). В целях повышения долговечности направляющие стали выполняться накладными, в виде накладных планок или призм, которые прикрепляются на винтах к соответствующим поверхностям литых корпусных деталей. Следующим шагом стало создание направляющих качения (рис. 1, б), имеющих ряд преимуществ перед направляющими скольжения (см. предыдущий номер). Вначале были созданы направляющие качения с сепаратором, большим по длине, чем направляющая каретка. Затем для больших  ходов или длинных кареток появились роликовые опоры - самостоятельные узлы с замкнутым движением тел качения (рис. 1, в). Дальнейшим развитием таких роликовых опор и стали рассматриваемые сегодня накладные направляющие качения с кареткой (рис. 1, г). Сегодня они используются в металло- и деревообрабатывающих  станках, робототехнике, подъемно - транспортном оборудовании, измерительных машинах, медицинском оборудовании и т.д.


а) Направляющие скольжения

б) Направляющие качения

в) Роликовые опоры

г) Накладные направляющие качения

Рис. 1 Развитие конструкции направляющих

На нашем рынке присутствуют направляющие следующих производителей (перечислены в алфавитном порядке): BOSCH (Германия), HIWIN (Тайвань), THK (Япония), SKF (Швеция). Каталоги этих фирм использованы при написании настоящей статьи.

Применение направляющих качения у нас сдерживается их дороговизной. Попробуем взглянуть на проблему стоимости шире. На рисунке 2 представлены два шлифовальных станка приблизительно с одинаковыми характеристиками: один с направляющими скольжения, другой - с направляющими качения. Сравнительные технические характеристики станков приведены в таблице 1 (данные фирмы THK). Расход  электроэнергии станка с направляющими качения меньше в 10,3 раза! Существенно ниже будет и стоимость гидропривода.

а) Шлифовальный станок с направляющими скольжения

б) Шлифовальный станок с направляющими качения

Рис. 2 Общий вид шлифовальных станков

Таблица 1 Сравнительные технические данные

Габариты станка, мм

13000 х 3200

12600 х 2600

Масса станка в целом, кг

17000

16000

Масса стола, кг

5000

5000

Размеры обрабатываемых деталей, мм

5000 х 700

5000 х 700

Тип направляющих

Направляющие скольжения треугольной (V-образной) формы

Направляющие качения

Потребление электроэнергии, кВт

38

3,7

Усилие сопротивления, Н

23600

2270

Гидропривод (диаметр штока,  мм х давление, МПа)

160 х 1,2

65 х 0,7

Расход масла на гидропривод, л/год

400

250

Расход смазки, л/год

60 (масло)

3,6 (пластичная смазка)


Широкое распространение направляющие качения получили благодаря следующим преимуществам: низкий коэффициент трения (0,002 … 0,003); плавное перемещение при малых зазорах; точность перемещения и позиционирования; жесткость во всех направлениях действия нагрузки; повышенная нагрузочная способность; долговечность; высокая допускаемая скорость (до 3 м/с) и ускорение (до 250 м/с2), простая смазка.
Преимущества направляющих качения перед рассмотренными ранее линейными подшипниками наглядно демонстрирует рис. 3. На нем представлены в одинаковом масштабе линейный подшипник и направляющая качения с приблизительно равными номинальными динамическими грузоподъемностями. Результаты сравнения очевидны.

Рис. 3 Линейный подшипник и направляющая качения

Направляющая качения (рис. 4) состоит из направляющего рельса и каретки. На рельсе выполнены шлифованные установочные поверхности и закаленные дорожки качения. Каретка состоит из: корпуса; тел качения; обоймы, обеспечивающей оптимальную рециркуляцию тел качения; торцевых крышек с размещенными в них концевыми уплотнениями скребкового типа.

Рис. 4 Устройство направляющей

Расчет и выбор направляющих качения основан на понятиях номинальной долговечности, номинальной динамической грузоподъемности, статической грузоподъемности, допустимого статического момента и эквивалентной нагрузки.
Номинальная долговечность - такое число часов работы, которое выдерживают 90% или более систем линейного перемещения одной группы, выполненных из одинаковых материалов и заданным качеством, и работающих в идентичных условиях.
Динамическая грузоподъемность C, Н - нагрузка, постоянная по величине и направлению, которую может выдержать система линейного перемещения в течение 100000 метров при вероятности безотказной работы 90%. Некоторые фирмы принимают за базовый пробег 50 км для линейных систем, использующих шарики и 100 км для систем, использующих ролики. В дальнейшем мы будем говорить в основном о шариковых системах, соответственно, примем пробег в 50 км.
Статической грузоподъемность называют нагрузку C0, Н, которая вызывает общую остаточную деформацию наиболее нагруженного тела качения с дорожкой качения, равную 10-4 Dw (Dw - диаметр тела качения).
Допустимым статическим моментом называют момент M0, Нм, который вызывает общую остаточную деформацию наиболее нагруженного тела качения с дорожкой качения, равную 10-4 Dw.
Эквивалентная нагрузка определяется исходя из схемы нагружения всего механизма. Она может быть постоянной, переменной или сопровождаться ударами. Если на каретку направляющей действуют переменные по величине и времени действия, но постоянные по направлению нагрузки (рис. 5, а), то средняя динамическая нагрузка Fср может быть вычислена по формуле где
Fср, Н -  средняя динамическая нагрузка;
F1, F2, …, Fn, Н - ступенчатые дискретные динамические нагрузки;
L1, L2, …, Ln, мм - длины участков, на которых действуют дискретные нагрузки F1, F2, …, Fn;
L, мм - длина направляющей.
При линейном изменении нагрузки (рис. 5, б) от Fmin до Fmax средняя нагрузка .
При синусоидальном нагружении (рис. 5, в)

а) дискретная нагрузка

б) линейная нагрузка

в) синусоидальная нагрузка

Рис. 5 Виды нагрузок, действующих на направляющую

Каретка направляющей может воспринимать силы и моменты, действующие в различных направлениях: вертикальную силу FV, Н; горизонтальную FH, Н; момент М, Нм.  При действии на нее более одной силы, расчеты необходимо производить по эквивалентной нагрузке F, Н. Формулы для различных случаев нагружения приведены в таблице 2.
Значения динамической грузоподъемности C, статической грузоподъемности C0 и допустимого динамического Mt и статического Mt0 моментов приводятся в каталогах направляющих качения. Изготовители производят различные типоразмеры направляющих: стандартные, укороченные, самоустанавливающиеся, для повышенных нагрузок, компактные и т.д. Сводные данные от различных фирм для наиболее часто применяемых типов направляющих приведены в таблице 3.

Таблица 3 Размеры и характеристики направляющих

 

Размер

15

20

25

30

35

45

55

65

Bosch Тип 1651

A2, мм

15

20

23

28

34

45

53

63

A, мм

47

63

70

90

100

120

140

170

H, мм

24

30

36

42

48

60

70

90

B, мм

54

70

81

94

105

133

159

188

Lmin

Lmax, мм

116

2996

116

3956

116

3956

156

3996

156

3996

38

3986

38

3986

38

3986

C, кН

7 800

18 800

22 800

31 700

41 900

68 100

98 200

160 000

C0, кН

13 500

24 400

30 400

41 300

54 000

85 700

121 400

192 700

Mt, Нм

74

240

320

540

890

1 830

3 100

6 300

HIWIN Тип LGH-CA

A2, мм

15

20

23

28

34

45

53

63

A, мм

34

44

60

70

70

86

100

126

H, мм

28

30

40

45

55

70

80

90

B, мм

60,6

77,3

85,6

104,4

118,4

139,2

164,8

197,6

Lmin

Lmax, мм

160

1960

220

2980

220

4000

280

3960

280

3960

570

3930

780

3900

1270

3970

C, кН

10 400

16 500

24 100

33 800

41 800

60 200

97 400

149 400

C0, кН

16 800

26 700

38 800

54 600

67 400

97 100

132 200

209 900

Mt0, Нм

135

281

466

793

1181

2235

3849

7388

THK Тип SSR

A2, мм

15

20

23

28

34

Имеются размеры другого типа направляющей

A, мм

34

42

48

60

70

H, мм

24

28

33

42

48

B, мм

57

66,5

83

97

111

Lmin

Lmax, мм

160

1540

220

2140

220

2440

280

2920

280

2920

C, кН

14 700

19 600

31 500

46 500

64 600

C0, кН

16 500

23 400

36 400

52 700

71 600

Mt, Нм

40

70

120

360

600

SKF Тип LLBHS TA

A2, мм

15

20

23

28

34

45

53

63

A, мм

47

63

70

90

100

120

140

170

H, мм

24

30

36

42

48

60

70

85

B, мм

71

91

97

111

128

158

189

225

Lmax, мм

1500

3000

3000

3000

3000

3000

3000

3000

C, кН

7 350

12 900

17 000

23 600

31 500

48 000

75 000

114 000

C0, кН

11 600

20 800

26 000

35 500

46 500

72 000

112 200

162 800

Mt, Нм

110

260

380

610

960

1960

3570

6290

При выборе направляющей качения необходимо иметь приведенные ниже исходные данные.
1.    Область применения направляющей. В каталогах часто приводятся рекомендуемые данной фирмой типы направляющих для конкретной сферы работы.
2.    Конструктивные требования к направляющей. К ним относятся: максимально допустимые размеры; число кареток; число рельсов; направление установки (горизонтальное, вертикальное, наклонное) и т.д.
3.    Класс точности изготовления направляющей. В зависимости от точности изготовления различают 5 классов точности: нормальный (N или P001), высокий (H или P01), точный (P или P1), сверхточный (SP или P3), ультра точный (UP или P5). При этом регламентируются отклонения размеров и поверхностей, приведенных на рисунке 6. Ориентировочные классы точности в зависимости от сферы применения направляющих приведены в таблице 4.

Рис. 6 Отклонения размеров направляющей

Таблица 4 Ориентировочные классы точности

Класс точностиСтанкостроениеПромышленные роботыПроизводство электроникиОбщее машиностроение
UP+    
SP+ +  
P+ + 
H++++
N + +
4.    Допустимая величина радиального зазора и требуемая жесткость. Радиальный зазор в направляющей и ее жесткость регулируются путем создания предварительного натяга. Различные производители предлагают направляющие с различным предварительным натягом. Фирма BOCSH - 4 класса: с зазором; натяг 0,02С; натяг 0,08С; натяг 0,13С. Фирма HIWIN - 6 классов: с зазором ZF;  очень легкий натяг Z0; легкий натяг Z1; средний натяг Z2; тяжелый натяг Z3; сверхтяжелый натяг Z4. Фирма SKF - 5 классов: без натяга T (зазор 0,02 мм); легкий натяг T0 (зазор 0 мм); средний натяг T1 (0,04С); тяжелый натяг T2  (0,08С) и T3 (0,12С). Фирма THK - 3 класса: без натяга; легкий натяг C1; средний натяг C0. В таблице 5 приведены рекомендации фирмы SKF по назначению натяга. Ориентируясь на эти условия можно выбрать класс натяга и для продукции других фирм.

Таблица 5 Рекомендации по назначению предварительного натяга

Класс предварительного натягаУсловия примененияОбласть применения
Тяжелый натяг T2, T3Тяжело нагруженная резка или формовочные операции с сильными толчками и вибрацией. Переменная нагрузка.Обрабатывающие центры. Фрезерные станки. Вертикальные оси машин.
Средний натяг T1Резка или формовочные операции со средними толчками и вибрацией.
Небольшая пиковая или переменная нагрузка.
Шлифовальные станки. Роботы. Лазерные машины. Легко нагруженные сверлильные станки. Высокоскоростные прессы
Легкий натяг T0Точные перемещения с небольшой вибрацией или без переменной нагрузкиТочно позиционируемые столы. Столы для оптического измерительного оборудования. Магазины инструментов обрабатывающих центров. Сварочные машины. Манипуляторы.
Без натяга TШирокий температурный диапазон.
Не требуется высокая точность.
Питающие устройства. Оборудование плазменной резки.
5.    Эквивалентная нагрузка, действующая на направляющую F, Н; ход механизма, который установлен на направляющую s, м; частота повторения полного хода n, мин-1; минимальный долговечность Lh, ч (таблица 6); рабочая температура t,  С.

Таблица 6 Рекомендуемая договечность

Машины и оборудованиеLh, ч
Механизмы эпизодического действиясвыше  500
Неответственные механизмы, используемые в течение коротких периодов временисвыше 4000
Ответственные механизмы, работающие с перерывами     свыше 8000
Машины для односменной работы с неполной нагрузкой      свыше 12000
Машины, работающие с полной  нагрузкой в одну смену односменной работы с неполной нагрузкой      свыше 20000
Машины для круглосуточного использования    свыше 40000

Непрерывно работающие машины с высокой нагрузкой     
свыше100000

Имея данные п. 1 - 4 предварительно выбирается типоразмер направляющей качения. Следующим этапом является проверка направляющей на работу с заданной долговечностью. Долговечность L в метрах при рабочей температуре до 100 С определяется уравнением   , где C, Н - номинальная динамическая грузоподъемность выбранной направляющей; fH - коэффициент твердости направляющей; ft - температурный коэффициент; fс - коэффициент контакта; fw - коэффициент нагрузки. Долговечность линейного подшипника Lh в часах определяется формулой  .
Коэффициент твердости направляющей fH определяется по рисунку 7. При этом следует иметь ввиду, что обычно твердость рельса направляющей находится в пределах 58…64 HRCэ.

Рис. 7 Коэффициент твердости направляющей fH

Температурный коэффициент ft определяется рис. 8. Коэффициент контакта fс, зависящий от числа используемых кареток, определяется по таблице  4. Коэффициент нагрузки fw, учитывающий наличие вибрации и толчков при работе, определяется по таблице 5.

Рис. 8 Температурный коэффициент ft

Таблица 4 Коэффициент контакта fc

Число используемых каретокКоэффициент контакта fc
11,0
20,81
30,72
40,66
50,61
6 и более0,6

Таблица 5 Коэффициент нагрузки fw

Вибрация и толчкиСкорость V, м/сКоэффициент нагрузки fw
Пренебрежительно малыеменее 0,251,0 - 1,2
Слабыеот 0,25 до 1,01,2 - 1,5
Средниеот 1,0 до 2,01,5 - 2,0
Сильныесвыше 2,02,0 - 3,5

При невыполнении условия заданной долговечности расчет повторяется для следующего большего типоразмера направляющей.
Направляющие линейного перемещения могут быть установлены на плоской поверхности, на вертикальной плоскости, в перевернутом положении, на наклонной плоскости, на стене. В таблице 6 приведены примеры установки направляющих.

Таблица 6 Примеры установки направляющих

Необходима высокая жесткость во всех направленияхВысокая жесткость необходима в вертикальном направлении
Необходима высокая жесткость во всех направлениях при ограниченном пространствеКонструкция с одной осью

Применение направляющих качения сегодня становится требованием времени. И прежде всего это касается станкостроения. Снижение потребной мощности станка в 10 раз - не просто весомый аргумент в пользу применения описанной высокотехнологичной продукции, а настоятельная необходимость. Да и другие отрасли промышленности не проиграют. Представительства BOSCH, HIWIN, THK, SKF найти не сложно. Очень надеюсь, что предварительно подобрать необходимые направляющие поможет настоящая статья. Которую хотелось бы закончить словами Гейделя, сказанными им еще в начале ХХ столетия - Не изобретайте, конструируйте!

Михаил Гранкин, инженер - конструктор
grankin@mail.ru

Ростсельмаш






Рейтинг@Mail.ru

Все объекты авторского права являются собственностью их владельцев. При подготовке сайта использованы материалы, находящиеся в свободном доступе. Названия фирм-производителей расположены в алфавитном порядке.

Размещение материалов и рекламы на сайте

Copyright © 2007 М. Гранкин

Не работает ссылка