Каталоги Производители Статьи КонтактыО проекте



Линейные подшипники


Линейный подшипник в паре с цилиндрическим стержнем можно отнести к направляющим прямолинейного движения. Направляющие прямолинейного движения — это опоры, которые обеспечивают прямолинейность перемещения деталей (столов, суппортов, ползунов) в заданном направлении и воспринимают действующие на них силы. Помимо этого, такая пара является направляющей качения. С появлением на рынке СНГ дистрибьюторов таких известных фирм, как Bosch, SKF, HIWIN, линейные подшипники находят все большее применение. В общетехнических справочниках отсутствует даже упоминание о линейных подшипниках. Этот пробел и призвана восполнить настоящая статья.

Основными достоинствами направляющих качения являются малые силы сопротивления движению (меньшие до 20 раз, чем в направляющих скольжения); малая их зависимость от скорости перемещения и незначительная разница между силами трения покоя и движения. В связи с этим на направляющих качения могут быть достигнуты как быстрые, так и весьма медленные равномерные перемещения высокой точности. На направляющих скольжения такие медленные перемещения и точные подводы невозможны из-за скачков, т.е. колебаний, связанных с зависимостью сил трения от скорости.

К недостаткам направляющих качения относят: большую сложность изготовления, чем направляющих скольжения; необходимость термической обработки; повышенные требования к защите от загрязнения.

Направляющие качения применяют в машинах, если необходимо: уменьшить силы сопротивления движению для перемещения деталей вручную и для перемещения тяжелых деталей; медленно равномерно перемещать или точно устанавливать детали; перемещать детали с высокой скоростью.

Линейный подшипник (рис. 1) состоит из: наружной гильзы; тел качения; сепаратора; уплотнения и запорных колец.


Рис. 1 Элементы линейного подшипника

Наружная гильза является корпусом линейного подшипника. Гильза имеет высокую твердость и шлифованную поверхность.

 Тела качения представляют собой шарики, выполненные из подшипниковых сталей, обладающих антифрикционными свойствами. Шарики циркулируют по замкнутой траектории в сепараторе.

Уплотнение скребкового типа служит для предотвращения попадания грязи в подшипник и сохранения в нем смазки. Уплотнение может быть встроенного и разделяемого типа. Уплотнение разделяемого типа рекомендуется при работе в загрязненной среде.

Запорные кольца служат для фиксации линейного подшипника в корпусе и ничем не отличаются от применяемых в машиностроении пружинных кольцевых стопоров (зегеров). Возможна поставка подшипника как с кольцами, так и без них.

Линейные подшипники стандартизованы. Стандарт ISO 10285 содержит основные размеры, отклонения и определения для линейных шариковых подшипников. Они классифицируются по сериям геометрических размеров и классов точности. В таблице 1 содержатся размеры различных серий подшипников, наиболее часто встречающихся на нашем рынке.

 

Рис. 2 Основные размеры линейных подшипников

Таблица 1. Основные размеры линейных подшипников, мм

Диаметр направляющей d

Серия 1

Серия 2

Серия 3

Серия 4

D(h6)

L(h12)

D(h6)

L(h12)

D(h6)

L(h12)

D(h6)

L(h12)

3

7

10

-

-

-

-

-

-

4

8

12

-

-

-

-

-

-

5

10

15

-

-

12

22

-

-

8

15

24

-

-

16

25

-

-

10

17

26

-

-

-

-

-

-

12

19

28

20

24

22

32

-

-

14

21

28

-

-

-

-

-

-

16

24

30

25

28

26

36

-

-

20

28

30

30

30

32

45

-

-

25

35

40

37

37

40

58

-

-

30

40

50

44

44

47

68

60

75

40

52

60

56

56

62

80

75

100

50

62

70

-

-

75

100

90

125

60

-

-

-

-

90

125

110

150

80

-

-

-

-

120

165

145

200

а) Подшипники закрытого типа

б) Регулируемые (прорезные) подшипники

в) Подшипники открытого типа

Рис. 3 Типы линейных подшипников

Величина радиального зазора в паре подшипник – направляющая зависит от полей допусков посадочного отверстия и направляющей. Рекомендуемые посадки (посадочное отверстие/направляющая): для закрытых подшипников — H6/h6, H7/h7; для подшипников регулируемого и открытого типов — H6/h6, JS6/h6, K6/h6, H7/h7, JS7/h7, K7/h7.

Подшипники регулируемые (прорезные) и открытые имеют возможность регулировки радиального зазора. В конструкциях с так называемым нулевым зазором, радиальные зазоры должны быть уменьшены регулировочным винтом в корпусе подшипника. Если узел подвергается воздействию вибрации, должны быть предусмотрены меры по стопорению регулировочного винта. Радиальный зазор в подшипниках закрытого типа не регулируется.

Если требуется отрицательный зазор (предварительный натяг), рекомендуется установить нулевой зазор, используя фальш-направляющую. Диаметр фальш-направляющей должен быть меньше рабочего на величину желаемого предварительного натяга.

Расчет и выбор линейных подшипников (как и обычных подшипников качения) основан на понятиях номинальной долговечности, номинальной динамической грузоподъемности, статической грузоподъемности и приведенной нагрузки.

Номинальная долговечность — такое число часов работы, которое выдерживают 90% или более подшипников одной группы, выполненных из одинаковых материалов и заданным качеством, и работающих в идентичных условиях.

Долговечность подшипников в значительной мере определяется качеством и твердостью направляющей, используемой с линейным подшипником. Закалка направляющей и ее шлифовка обеспечивает продолжительную эксплуатацию линейных подшипников.

Динамическая грузоподъемность C, Н — постоянная нагрузка, которую подшипник может выдержать в течение 100000 метров при вероятности безотказной работы 90%.

Статической грузоподъемность называют нагрузку C0, Н, которая вызывает общую остаточную деформацию наиболее нагруженного тела качения с дорожкой качения, равную 10-4 Dw (Dw — диаметр тела качения).

Значения динамической грузоподъемности C и статической грузоподъемности C0 приводятся в каталогах подшипников. Сводные данные от различных изготовителей приведены в таблицах 2 и 3. Поскольку на рынке наиболее широко распространены подшипники серии 3, они вынесены в отдельную таблицу 3.

Таблица 2 Динамическая и статическая грузоподъемность подшипников серий 1,2,4

Диаметр направляющей d

Серия 1

Серия 2

Серия 4

BOSCH

SKF

BOSCH

BOSCH

C, Н

C0, Н

C, Н

C0, Н

C, Н

C0, Н

C, Н

C0, Н

3

-

-

60

44

-

-

-

-

4

-

-

75

60

-

-

-

-

5

-

-

170

129

-

-

-

-

8

-

-

490

355

-

-

-

-

10

-

-

585

415

-

-

-

-

12

730

420

695

510

480

420

-

-

14

-

-

710

530

-

-

-

-

16

950

500

930

630

720

620

-

-

20

1120

610

1160

800

1020

870

-

-

25

2330

1310

2120

1560

1630

1360

-

-

30

3060

1880

3150

2700

2390

1960

8500

9520

40

5040

3140

5500

4500

3870

3270

13900

16000

50

5680

3610

6950

6300

-

-

20800

24400

60

-

-

-

-

-

-

29500

34100

80

-

-

-

-

-

-

54800

61500

Таблица 3 Динамическая и статическая грузоподъемность подшипников серии 3

Диаметр направляющей Æd, мм

BOSCH

SKF

HIWIN

Стандартные линейные подшипники

Улучшенные линейные подшипники

A, B

H

SH

C, Н

C0, Н

C, Н

C0, Н

C, Н

C0, Н

C, Н

C0, Н

C, Н

C0, Н

C, Н

C0, Н

5

180

140

 

 

 

 

 

 

280

210

280

420

8

320

240

 

 

 

 

 

 

490

355

-

-

10

-

-

550

330

-

-

-

-

-

-

-

-

12

420

280

770

420

-

-

-

-

1160

980

660

1310

16

580

440

940

530

-

-

-

-

1500

1290

800

1480

20

1170

860

1860

1050

2520

1880

3530

2530

2240

2040

1050

2280

25

2080

1560

3640

2180

4430

3360

6190

4530

3350

3350

1370

3470

30

2820

2230

4420

2790

6300

5230

8800

7180

5600

5700

2100

5920

40

5170

3810

7590

4350

9680

7600

13500

10400

9000

8150

3820

9250

50

8260

6470

11100

6470

16000

12200

22300

16800

13400

12200

3950

8200

60

11500

9160

-

-

23500

18700

-

-

20400

18000

-

-

80

21000

16300

-

-

-

-

-

-

37500

32000

-

-

 

Приведенная нагрузка определяется исходя из схемы нагружения всего механизма. Она может быть постоянной, переменной или сопровождаться ударами. Кроме того, для линейных подшипников следует учитывать направление действия нагрузки относительно тел качения.

При приложении нагрузки к закрытому линейному подшипнику в положении min (рисунок 4) нагрузочная способность линейного подшипника минимальна. Именно для этого случая даны значения динамической C  и статической грузоподъемности C0, приведенные в таблицах 2 и 3. Если направление нагрузки точно известно и неизменно, а подшипник устанавливается в положение max (рисунок 4) относительно действия нагрузки, табличные значения динамической C и статической грузоподъемности C0  могут быть умножены соответственно на коэффициенты, учитывающие направление действия нагрузки fmax или  fomax. Коэффициенты fmax и  fomax приведены в таблице 1 [1].

 

Рис. 4 Направление нагрузки

Для отрытых линейных подшипников коэффициенты fe или  foe, аналогично учитывающие направление нагрузки следует брать по рисунку 1 [1], в зависимости от угла e°  приложения нагрузки.

Если на линейный подшипник действуют переменные по величине и времени действия, но постоянные по направлению нагрузки, то эквивалентная динамическая нагрузка F может быть вычислена по формуле , где

F, Н —  эквивалентная динамическая нагрузка

F1, F2, …, Fn, Н — ступенчатые дискретные динамические нагрузки

q1, q2, …, qn, % — процентное покрытие вала нагрузками F1, F2, …, Fn.

При линейном изменении нагрузки от Fmin до Fmax эквивалентная нагрузка 

Исходными данными для расчета линейных подшипников являются: суммарная нагрузка, действующая на линейный подшипник F, Н; ход механизма, в котором установлен подшипник s, м; частота повторения полного хода n, мин-1; минимальный долговечность Lh, ч (таблица 2 [1]); рабочая температура t, °С; твердость HRCэ и материал направляющей;  предполагаемы тип линейного подшипника.

Вначале определяется долговечность линейного подшипника L в метрах . Затем вычисляется требуемая динамическая грузоподъемность C, Н , где fH — коэффициент твердости направляющей; ft — температурный коэффициент; fL — коэффициент номинальной долговечности.

Коэффициент твердости направляющей fH определяется по рисунку 2 [1]. Температурный коэффициент ft определяется по таблице 3 [1]. Коэффициент номинальной долговечности fL определяется по рисунку 3 [1].

По требуемой динамической грузоподъемности по каталогу фирмы – производителя подбирается подшипник с следующей более высокой динамической грузоподъемностью. Сводные даные наиболее распространенных типоразмеров приведены в таблицах 2 и 3. Затем производится расчет ожидаемой долговечности.

Долговечность L в метрах при рабочей температуре до 100°С определяется формулой , где C, Н — номинальная динамическая грузоподъемность выбранного подшипника. Долговечность линейного подшипника Lh в часах определяется формулой .

Линейные подшипники обладают низким коэффициентом трения. Коэффициент трения m неуплотненных подшипников с маслом в качестве смазки  лежит в пределах 0,001 и 0,004. В таблице 4 [1] приведены ориентировочные значения сил трения покоя и движения для линейных подшипников, имеющих уплотнение с двух сторон и не нагруженных радиальными силами.

Максимальная скорость, допустимая для различных типов линейных подшипников лежит в пределах от 2 до 5 м/с, максимальное ускорение от 50 до 150 м/с2.

Для подшипников, не имеющих уплотнений, максимальная допустимая рабочая температура составляет 100°C. Для подшипников с уплотнениями — до 80°C (кратковременная пиковая температура до 100°C).

На рисунке 5 приведены возможные варианты установки линейных подшипников в корпусах.

Фиксация подшипника при помощи наружных пружинных упорных колец

Фиксация подшипника при помощи внутренних пружинных упорных колец

Фиксация подшипника при помощи торцевой вставки

Фиксация подшипника при помощи торцевой шайбы и винтов

Рис. 5 Варианты установки линейных подшипников

 

Для смазывания линейных подшипников применяются два вида смазочных материалов: жидкие (смазочные масла) и пластичные мазеобразные. Пластичные смазочные материалы получили широкое применение в связи с облегчением обслуживания, с меньшим расходом по сравнению с жидкими, возможностью одноразового (за весь период эксплуатации) смазывания.

Смазочные материалы, применяемые для обычных подшипников качения, могут быть использованы и для линейных подшипников. Как правило, линейные подшипники поставляются уже заполненные смазкой.

При проектировании перемещающихся элементов рекомендуется устанавливать два линейных подшипника на одну направляющую. В узлах с двумя направляющими как минимум на одной из них должно быть установлено два линейных подшипника. Погрешности установки двух  направляющих приводят к увеличению силы трения и снижению долговечности конструкции в целом. Рекомендуемые значения отклонения от параллельности P, мкм двух направляющих приведены в таблице 5 [1].

На цилиндрической направляющей должны быть предусмотрены фаски. Подшипники малых размеров должны вставляться в посадочное отверстие от руки. Использование оправки для установки рекомендуется для больших диаметров подшипников (рис. 6).

Рис.6 Установка подшипника в корпус при помощи оправки

Как уже говорилось выше, долговечность линейных подшипников в значительной мере зависит от свойств направляющей. В таблице 4 приведены рекомендуемые требования к изготовлению направляющей.

Таблица 4 Требования к изготовлению направляющей

Номинальный диаметр, мм

свыше

до

3

6

6

10

10

18

18

30

30

50

50

80

80

120

Отклонения диаметра

h6

мкм

0

-8

0

-9

0

-11

0

-13

0

-16

0

-19

0

-22

h7

мкм

0

-12

0

-15

0

-18

0

-21

0

-25

0

-30

0

-35

Круглость

h6

мкм

4

4

5

6

7

8

10

h7

мкм

5

6

8

9

11

13

15

Конусообразность, бочкообразность, седлообразность

h6

мкм

5

6

8

9

11

13

15

h7

мкм

8

9

11

13

16

19

22

Прямолинейность

 

мкм/м

75

60

50

50

50

50

50

Биение t1  (рисунок 4[1])

 

мкм/м

150

120

100

100

100

100

100

Шероховатость Ra

 

мкм

0,32

0,32

0,32

0,32

0,32

0,32

0,32

 

Твердость поверхности направляющей должна достигать 60 HRCэ. Минимальная глубина закаленного поверхностного слоя приведена в таблице 6 [1].

 

При проектировании узлов с применением линейных подшипников следует помнить о возможном прогибе цилиндрической направляющей от действующих нагрузок. Чрезмерный изгиб направляющей приводит к уменьшению срока службы подшипника. В таблице 7 [1] приведены наиболее часто встречающиеся случаи нагружения направляющей, а в таблице 8 [1] максимально допустимые углы прогиба направляющей.

Помимо самих линейных подшипнков, как правило, фирмы-производители поставляют также корпуса подшипников и цилиндрические направляющие с узлами установки. На рис. 7 приведены корпуса подшипников и направляющие фирмы Bosch.

 

Корпус подшипника закрытого типа

Корпус подшипника регулируемого типа

Корпус подшипника открытого типа

Различные типы опор направляющих

Направляющая с опорой и линейный подшипник в корпусе

Рис. 7 Корпуса линейных подшипников и направляющие

Надеемся, что приведенных в обзоре методик расчета и справочных данных достаточно для предварительного подбора линейных подшипников. Окончательный выбор подшипников необходимо согласовать с  выбранной фирмой - производителем. На рынке имеется достаточное количество фирм, поставляющих линейные подшипники таких производителей, как Bosch (Германия), SKF (Швеция), HIWIN (Тайвань). При подготовке статьи мы использовали каталоги продукции приведенных выше фирм. В следующем номере мы продолжим разговор о направляющих качения. И, не забывайте — Nothing moves without mechanicalengineer.

 

Михаил Гранкин, инженер – конструктор

grankin@mail.ru

Ростсельмаш






Рейтинг@Mail.ru

Все объекты авторского права являются собственностью их владельцев. При подготовке сайта использованы материалы, находящиеся в свободном доступе. Названия фирм-производителей расположены в алфавитном порядке.

Размещение материалов и рекламы на сайте

Copyright © 2007 М. Гранкин

Не работает ссылка