| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Направляющие каченияВ
предыдущем номере мы рассмотрели линейные подшипники, являющиеся
простейшим вариантом направляющих качения. Сегодня предметом нашего
рассмотрения станут накладные направляющие качения с кареткой. На мой взгляд, направляющие качения ярко иллюстрируют тенденции современного машиностроения - развитие рынка комплектующих, производимых специализированными предприятиями. Рассмотрим, к примеру, эволюцию направляющих металлорежущих станков (рис. 1). Классические направляющие скольжения в форме, например, ласточкиного хвоста выполнялись заодно со станиной (рис. 1, а). В целях повышения долговечности направляющие стали выполняться накладными, в виде накладных планок или призм, которые прикрепляются на винтах к соответствующим поверхностям литых корпусных деталей. Следующим шагом стало создание направляющих качения (рис. 1, б), имеющих ряд преимуществ перед направляющими скольжения (см. предыдущий номер). Вначале были созданы направляющие качения с сепаратором, большим по длине, чем направляющая каретка. Затем для больших ходов или длинных кареток появились роликовые опоры - самостоятельные узлы с замкнутым движением тел качения (рис. 1, в). Дальнейшим развитием таких роликовых опор и стали рассматриваемые сегодня накладные направляющие качения с кареткой (рис. 1, г). Сегодня они используются в металло- и деревообрабатывающих станках, робототехнике, подъемно - транспортном оборудовании, измерительных машинах, медицинском оборудовании и т.д. а) Направляющие скольжения б) Направляющие качения в) Роликовые опоры г) Накладные направляющие качения Рис. 1 Развитие конструкции направляющихНа
нашем рынке присутствуют направляющие следующих производителей
(перечислены в алфавитном порядке): BOSCH (Германия), HIWIN (Тайвань),
THK (Япония), SKF (Швеция). Каталоги этих фирм использованы при
написании настоящей статьи. Применение направляющих качения у
нас сдерживается их дороговизной. Попробуем взглянуть на проблему
стоимости шире. На рисунке 2 представлены два шлифовальных станка
приблизительно с одинаковыми характеристиками: один с направляющими
скольжения, другой - с направляющими качения. Сравнительные технические
характеристики станков приведены в таблице 1 (данные фирмы THK).
Расход электроэнергии станка с направляющими качения меньше в
10,3 раза! Существенно ниже будет и стоимость гидропривода. а) Шлифовальный станок с направляющими скольжения б) Шлифовальный станок с направляющими качения Рис. 2 Общий вид шлифовальных станковТаблица 1 Сравнительные технические данные
Широкое распространение направляющие качения
получили благодаря следующим преимуществам: низкий коэффициент трения
(0,002 … 0,003); плавное перемещение при малых зазорах; точность
перемещения и позиционирования; жесткость во всех направлениях действия
нагрузки; повышенная нагрузочная способность; долговечность; высокая
допускаемая скорость (до 3 м/с) и ускорение (до 250 м/с2), простая
смазка. Преимущества направляющих качения перед рассмотренными ранее
линейными подшипниками наглядно демонстрирует рис. 3. На нем
представлены в одинаковом масштабе линейный подшипник и направляющая
качения с приблизительно равными номинальными динамическими
грузоподъемностями. Результаты сравнения очевидны. Рис. 3 Линейный подшипник и направляющая каченияНаправляющая
качения (рис. 4) состоит из направляющего рельса и каретки. На рельсе
выполнены шлифованные установочные поверхности и закаленные дорожки
качения. Каретка состоит из: корпуса; тел качения; обоймы,
обеспечивающей оптимальную рециркуляцию тел качения; торцевых крышек с
размещенными в них концевыми уплотнениями скребкового типа. Рис. 4 Устройство направляющейРасчет
и выбор направляющих качения основан на понятиях номинальной
долговечности, номинальной динамической грузоподъемности, статической
грузоподъемности, допустимого статического момента и эквивалентной
нагрузки. Статической
грузоподъемность называют нагрузку C0, Н, которая вызывает общую
остаточную деформацию наиболее нагруженного тела качения с дорожкой
качения, равную 10-4 Dw (Dw - диаметр тела качения). Номинальная долговечность - такое число часов работы, которое выдерживают 90% или более систем линейного перемещения одной группы, выполненных из одинаковых материалов и заданным качеством, и работающих в идентичных условиях. Динамическая грузоподъемность C, Н - нагрузка, постоянная по величине и направлению, которую может выдержать система линейного перемещения в течение 100000 метров при вероятности безотказной работы 90%. Некоторые фирмы принимают за базовый пробег 50 км для линейных систем, использующих шарики и 100 км для систем, использующих ролики. В дальнейшем мы будем говорить в основном о шариковых системах, соответственно, примем пробег в 50 км. Допустимым
статическим моментом называют момент M0, Нм, который вызывает общую
остаточную деформацию наиболее нагруженного тела качения с дорожкой
качения, равную 10-4 Dw. Эквивалентная нагрузка определяется исходя
из схемы нагружения всего механизма. Она может быть постоянной,
переменной или сопровождаться ударами. Если на каретку направляющей
действуют переменные по величине и времени действия, но постоянные по
направлению нагрузки (рис. 5, а), то средняя динамическая нагрузка Fср
может быть вычислена по формуле где Fср, Н - средняя динамическая нагрузка; F1, F2, …, Fn, Н - ступенчатые дискретные динамические нагрузки; L1, L2, …, Ln, мм - длины участков, на которых действуют дискретные нагрузки F1, F2, …, Fn; L, мм - длина направляющей. При линейном изменении нагрузки (рис. 5, б) от Fmin до Fmax средняя нагрузка . При синусоидальном нагружении (рис. 5, в) а) дискретная нагрузка б) линейная нагрузка в) синусоидальная нагрузка Рис. 5 Виды нагрузок, действующих на направляющуюКаретка
направляющей может воспринимать силы и моменты, действующие в различных
направлениях: вертикальную силу FV, Н; горизонтальную FH, Н; момент М,
Нм. При действии на нее более одной силы, расчеты необходимо
производить по эквивалентной нагрузке F, Н. Формулы для различных
случаев нагружения приведены в таблице 2. Значения
динамической грузоподъемности C, статической грузоподъемности C0 и
допустимого динамического Mt и статического Mt0 моментов приводятся в
каталогах направляющих качения. Изготовители производят различные
типоразмеры направляющих: стандартные, укороченные,
самоустанавливающиеся, для повышенных нагрузок, компактные и т.д.
Сводные данные от различных фирм для наиболее часто применяемых типов
направляющих приведены в таблице 3. Таблица 3 Размеры и характеристики направляющих
При выборе направляющей качения необходимо иметь приведенные ниже исходные данные. 1.
Область применения направляющей. В каталогах часто приводятся
рекомендуемые данной фирмой типы направляющих для конкретной сферы
работы. 2.
Конструктивные требования к направляющей. К ним относятся: максимально
допустимые размеры; число кареток; число рельсов; направление установки
(горизонтальное, вертикальное, наклонное) и т.д. 3.
Класс точности изготовления направляющей. В зависимости от точности
изготовления различают 5 классов точности: нормальный (N или P001),
высокий (H или P01), точный (P или P1), сверхточный (SP или P3), ультра
точный (UP или P5). При этом регламентируются отклонения размеров и
поверхностей, приведенных на рисунке 6. Ориентировочные классы точности
в зависимости от сферы применения направляющих приведены в таблице 4. Рис. 6 Отклонения размеров направляющейТаблица 4 Ориентировочные классы точности
4.
Допустимая величина радиального зазора и требуемая жесткость.
Радиальный зазор в направляющей и ее жесткость регулируются путем
создания предварительного натяга. Различные производители предлагают
направляющие с различным предварительным натягом. Фирма BOCSH - 4
класса: с зазором; натяг 0,02С; натяг 0,08С; натяг 0,13С. Фирма HIWIN -
6 классов: с зазором ZF; очень легкий натяг Z0; легкий натяг Z1;
средний натяг Z2; тяжелый натяг Z3; сверхтяжелый натяг Z4. Фирма SKF -
5 классов: без натяга T (зазор 0,02 мм); легкий натяг T0 (зазор 0 мм);
средний натяг T1 (0,04С); тяжелый натяг T2 (0,08С) и T3 (0,12С).
Фирма THK - 3 класса: без натяга; легкий натяг C1; средний натяг C0. В
таблице 5 приведены рекомендации фирмы SKF по назначению натяга.
Ориентируясь на эти условия можно выбрать класс натяга и для продукции
других фирм. Таблица 5 Рекомендации по назначению предварительного натяга
5.
Эквивалентная нагрузка, действующая на направляющую F, Н; ход
механизма, который установлен на направляющую s, м; частота повторения
полного хода n, мин-1; минимальный долговечность Lh, ч (таблица 6);
рабочая температура t, С. Таблица 6 Рекомендуемая договечность
Имея
данные п. 1 - 4 предварительно выбирается типоразмер направляющей
качения. Следующим этапом является проверка направляющей на работу с
заданной долговечностью. Долговечность L в метрах при рабочей
температуре до 100 С определяется уравнением ,
где C, Н - номинальная динамическая грузоподъемность выбранной
направляющей; fH - коэффициент твердости направляющей; ft -
температурный коэффициент; fс - коэффициент контакта; fw - коэффициент
нагрузки. Долговечность линейного подшипника Lh в часах определяется
формулой . Коэффициент
твердости направляющей fH определяется по рисунку 7. При этом следует
иметь ввиду, что обычно твердость рельса направляющей находится в
пределах 58…64 HRCэ. Рис. 7 Коэффициент твердости направляющей fHТемпературный коэффициент ft определяется рис. 8. Коэффициент контакта fс, зависящий от числа используемых кареток, определяется по таблице 4. Коэффициент нагрузки fw, учитывающий наличие вибрации и толчков при работе, определяется по таблице 5.Рис. 8 Температурный коэффициент ftТаблица 4 Коэффициент контакта fc
Таблица 5 Коэффициент нагрузки fw
При невыполнении условия заданной долговечности расчет повторяется для следующего большего типоразмера направляющей. Направляющие
линейного перемещения могут быть установлены на плоской поверхности, на
вертикальной плоскости, в перевернутом положении, на наклонной
плоскости, на стене. В таблице 6 приведены примеры установки
направляющих. Таблица 6 Примеры установки направляющих
Применение направляющих качения сегодня становится требованием времени. И прежде всего это касается станкостроения. Снижение потребной мощности станка в 10 раз - не просто весомый аргумент в пользу применения описанной высокотехнологичной продукции, а настоятельная необходимость. Да и другие отрасли промышленности не проиграют. Представительства BOSCH, HIWIN, THK, SKF найти не сложно. Очень надеюсь, что предварительно подобрать необходимые направляющие поможет настоящая статья. Которую хотелось бы закончить словами Гейделя, сказанными им еще в начале ХХ столетия - Не изобретайте, конструируйте! Михаил Гранкин, инженер - конструктор grankin@mail.ru | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Все объекты авторского права являются собственностью их владельцев. При подготовке сайта использованы материалы, находящиеся в свободном доступе. Названия фирм-производителей расположены в алфавитном порядке. Размещение материалов и рекламы на сайте Copyright © 2007 М. Гранкин | Не работает ссылка |